Анастасия (yapca) wrote,
Анастасия
yapca

Филифьонка из "В конце Ноября"

Мы говорили про то, что каждый раз читаешь «В конце Ноября» по другому. Там вдруг обнаруживаются странные настроения и не читаемые раньше пласты. Берешь через год книгу – и возникает ощущение, что раньше ты читал что-то другое. И каждый читает своё.

И в принципе Филифьонка мне виделась до игры так: существо в неком кризисе приходящее в Муми-Дол за сменой обстановки и что то там получившее – смену обстановки, новую ценность в жизни, открытие творческих способностей (декорация помещения, теневой театр, музыка). А когда я полтора дня пожила внутри, и пыталась ответить сама себе на вопросы «Почему Филифьонка не уходит?», «Какие у неё чувства вызывают остальные персонажи?», «Почему она решает сделать именно этот сюжет?», «Что же именно в ней меняется и откуда берется эта легкость Филифьонки делающей уборку перед уходом?» и др. И у меня возникла следующая картинка:


Для неё Снусмумрик – часть знакомого Муми-дола. Все остальные – просто странные личности. Хемули-Мюмлы. А Снусмумрик – он свой. И как бы за него можно зацепится, он может реально знать где муми-тролли и когда вернутся. Поэтому именно к нему она приносит свой страх ползучек. Она возлагает на него некие надежды на разъяснение ситуации что происходит и что делать.

Мюмла для Филифьонки – это не просто странное существо – это опасность. Филифьонке нечем противостоять Мюмлинскому нарушению границ. Мюмле наплевать на поджатые губы и ледяной взгляд. Эта ситуация – полные вилы – потому что с Мюмлой только становится хамской Гавсой и облаивать ее в ответ. Филифьонка пытается быть комильфо, держать лицо – но толку-то. С Мюмлой очень страшно. Мюмлю можно победить только делая вид что всё ок. Тогда вроде ты контролируешь ситуацию. Все эти «вместе с Мюмлой убираться, и вместе с Мюмлой уезжать – это вовсе не про то, что Филифьонка вдруг её полюбила. Это попытка сохранить иллюзию контроля над ситуаций.

Филифьонке очень важно держать лицо (особенно перед чужими). Нельзя говорить о том, что действительно тебя волнует. Поэтому Филифьонке чтобы высказать раздражение нужен более менее объективный повод. Дверь не закрыли. Листву ворошат, а там ползучки. Сказать прямым текстом «вы меня раздражаете, потому что вы не муми-тролли» она не может. Очень трудно найти к чему придраться. Раздражения вагон – а найти конкретные действия чтобы обругать – очень трудно. Отсюда иногда её странные претензии – это лишь ширма реальных чувств.

Я всё пыталась понять, почему она остается в Муми-доле. Ну то есть понятно – что домой возвращаться страшно. Но почему не уйти куда-нибудь еще? Что её там держит? Не другие персонажи. Некие принципы что-ли… «Я решила гостить в муми-доле. Я не перекати-поле чтобы срываться с места. Мне нужно сначала разобраться, куда уехали Муми-тролли, – потом принимать решение». И вот этот вопрос: «что случилось, куда можно было так сорваться, оставив дом в таком состоянии?» - это очень беспокоит. Это страх, что с ними что-то случилось. Что они сорвались с крыши, не домыв окно. Это невозможно просто взять и оставить. Это про страх смерти – с чем она и пришла.

И поэтому для Филифьонки переломным является момент, когда она вдруг переносит фокус на возвращение муми-семьи. Начинает думать о том, что они вернуться. Решает изобразить это в театре. Не для других – для себя самой. Ей важно, что они вернуться. Когда она начинает в это верить – она может уйти.

И наверное самое важное что меня осенило – это про то, что на празднике и после, когда Филифьонка начинает играть музыку – когда она долго-долго сидит и играет – в ней просыпается вовсе не нечто новое. В ней просыпается давно забытое прошлое. Которое она из жизни давно вычистила. Романтические истории, не случившиеся мечты. Это очень больно и засыпая, Филифьонка вдруг понимает, что вся её уборка – это отличная защита от этой боли. Это то, что она выбрала сама, то что она любит и умеет, то что дает её жизни смысл и возможность не задумываться о прошлом. И страх смерти – он тоже про это – про то, что если ты похоронил свои мечты и выстроил стену между собой и другими существами и живешь половинчатой жизнью – то мысль о том ,что ты умрешь не пожив по настоящему – она… очень пугает. Вдруг кажется, что надо бежать, успевать, меняться, мечтать – но если нет возможности и ресурса – то принять это очень сложно. И вдруг Филифьонка это принимает. То что она готова отказаться от прошлого ради спокойствия. Она хочет заниматься уборкой и прятаться от страшных вопросов.

То есть вся вот эта утренняя легкая воздушная Филифьонка которая чистит дом и собирается домой – это Филифьонка ,которая приняла решение жить вечно так, как она сама выстроила. В правильном ритме домашних забот. Выкинув всё, то что делает больно. От этого ей так хорошо и легко – она знает, как жить и что делать. Она не берет гармошку у Снусмумрика – только из вежливости говорит, что «купит себе-спасибо». Не купит. Ну или до следующей весточки от Смерти.
Tags: книги, муми-тролли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments