Анастасия (yapca) wrote,
Анастасия
yapca

Тема плоскости

Задание первое – композиция из геометрических фигур на плоскости.

Показывала и ориентировалась на Кандинского. Сразу, чтобы не начинался разговор о современном искусстве, кратко попробую объяснить свою точку зрения.
Это упражнение. Не произведение искусства, а упражнение в процессе обучения. Потом это ощущение композиции вы можете использовать где угодно. Предположим – составлять букеты. Те же пятна, дополнительные линии и точки. Плюс должно смотреться со всех сторон (то же задание в 3д).
В искусстве есть искусность (умение, ремесло) и идея (вдохновение, послание, некая история) – нечто большее, чем ремесленная часть.
Искусством в композициях Кандинского является не сама композиция, а идея композицию исследовать. Идея – делать подобное осознанно. Анализировать это. И да – это сделано искусно.
Сама композиция сама по себе не является произведением искусства. То есть у Кандинского уже является – как часть целой идеи и исторически. Для нас это просто упражнение.
Но если между геометрическими фигурами начинается взаимодействие, возникает некая жизнь, включающая эмоции у зрителя – то да – это может становиться искусством.

Что у нас получилось:
4-Артем12-(3)
Артем 12 лет. Красиво, именно то, что я хотела получить по заданию, плюс выбрана бумага, добавляющая деталей и интересна. Очень нравится. По листу – я чуть-чуть отредактировала и подрезала края листа. Но в целом – и на листе красиво располагалось.

Еще две работы от него – то есть Артем поисследовал, попробовал по разному.
Без мелких деталей:
4-Артем12-(2)

И наоборот – с кучей мелких деталей и всего двумя крупными, которые немного пропадают за этим мелким шумом. Зато в этой работе вся эта мелочь живет внутри листа идеально. Композиция по листу отличная – специально оставляю вам края бумаги, чтобы это было видно:
4-Артем12-(1)

Такие подготовительные упражнения можно делать и не абстрактные, а изображая конкретную вещь. Можно, конечно, так изобразить собаку, но мне кажется более ценным быстро вот так прикинуть примерно размеры, попробовать сочетать цвета, увидеть, что на листе ей комфортно. А потому уже прорисовывать подробнее, добавляя детали, сглаживая углы и т.д. Такие быстрые наброски или аппликации могут исследовать не только композицию пятен (на что я хочу обратить внимание), но и сочетание цветов (про что я обычно не говорю, но это тоже важно). Так же в подобной композиции можно быстро прикинуть тоновые отношения будущей картины.
София – довольно сложное сочетание цветов и заготовка «собачки» (ну то есть я думаю, что это щенок) очень гармонично распологается на листе:
4-Sofia-1

А вот у Тани ( ) эскиз стоит еще дорабатывать. Появляется пустой первый план (нижний левый угол), в котором может появиться какой-то элемент. И видно, что при использовании таких цветов – часть деталей могут пропасть – слишком светлые:
4-Таня--

Вторая Танина работа более динамичная и интересная по сюжету. И есть место куда «лететь». Хочется добавить чуть-чуть мелких деталей, чтобы подчеркнуть это движение и немного заполнить правую часть листа:
4-Таня-2

Даниэль 6 лет взял несколько сложных цветов и вполне уравновесил их– слева работа Даниэля, справа – я только немного подвинула композицию вверх и вправо. У меня ощущение, что синему ромбу было тесновато.
4-Daniel---ploskosti--na-bumage

Одним из условий было сделать так, чтобы фигуры не слипались в нечто большее, не теряли форму. И все с этим справились. КРоме пятилетнего Гоши, который увлекся и сделал пусть и слипшуюся в сложную форму штуку, но зато очень красивую и сложную по композиции:
4-Гоша,-плоскость

У Миши (8,5 лет) наоборот - фигуры не только не слипаются, но практически не взаимодействуют друг с другом. Но это не просто так - а потому что это войско с генералом впереди. Поэтому каждый по себе и в строю:
4-Misha_2

Самое сложное и одновременно простое (там просто больше жестких правил) – это симметричные композиции. Я бы хотела отдельно сделать может быть мини-презентацию про симметричное, асимметричное и не симметричное.
Но если совсем кратко – вот симметричный «утёнок». От Лауры (8 лет). Почему он не по центру листа? Если вещь жестко симметричная (а он вроде жестко симметричный, разные цвета не разбивают симметрию), то и на листе она располагается жестко по центру. Или – как здесь – это не центрированное изображение нужно чем-то оправдывать. Объяснять почему, добавлять детали.
4-Laura-ploskosti-na-bumage-2

На второй работе Лаура очень тонко уравновешивает - вроде бы симметрия – коробка и вылетающие шары (подозреваю что это кворфл и бладжеры). Коробка чуть сдвинуты, но и шары чуть разные. Получается асимметричная композиция, с чуть сбитой симметрией. Идеально.
4-Laura-ploskosti-na-bumage-1

Композиции, в которых явно читаются предметы, это тоже полезное и ценное упражнение, но оно более узкое – это как бы эскизы к конкретным сюжетам.
Как у Ярослава (5 лет). Я не знаю – начал ли он с композиции, а потом увлекся и превратил их в сюжет или работа шла параллельно. Но картинки переросли в сюжетные.
4-Ярослав1

4-Ярослав2

Полезно, можно пользоваться, но хотелось бы не привязываться к сюжетам, а потренировать абстрактные сочетания. Это чуть сложнее – иногда наш мозг не понимает, зачем нужны абстракции, а решает конкретные задачи. Но радостно, что многие смогли не цепляться за конкретику и сделать именно абстрактные вещи.

«Желто-фиолетовое солнце» Ася 8 лет. Уравновешенная, при этом не симметричная, очень красивая по сочетанию цветов композиция:
4-Ася,-желто-фиолотовое-солнце

В целом хорошая композиция Артема 8 лет. Красиво сочетание острых треугольников и кругов.
4-Артем8лет
Немного смущает пересечение двух фигур. Во-первых, тем что оно одно и от этого становиться более значимым. А почему – не очень понятно. Больше они никак не выделены. Во-вторых – от того, что они немного слиплись. Хочется больше ясности про их отношения :)

Элегантная и кажется простая работа Мии (14,5 лет). Но на самом деле композиция сложная - потому что основных элементов всего два. Остальное - дополнительная мелочь. Композицию проще делать из 3-7 предметов, а два - это сразу какое-то очень резкие их взаимоотношения. Попробуйте взять лист и сделать композицию из двух элементов. Это сложно сделать стильно. Мне кажется, у Мии получилось:
4-Mia_2
Но да - между треугольником и кругом происходит сложное взаимодействие.

Наор 7 лет – просто красивая композиция. Можно было бы добавить совсем мелких деталек, но совершенно не обязательно. В ней есть история - про оранжевое, которое хочет пробраться между фиолетовым.
4-Naor-1
Tags: Архитектурные занятия для детей, геометрия, композиция, работы детей геометрия
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments