Анастасия (yapca) wrote,
Анастасия
yapca

Тема плоскости

Задание первое – композиция из геометрических фигур на плоскости.

Показывала и ориентировалась на Кандинского. Сразу, чтобы не начинался разговор о современном искусстве, кратко попробую объяснить свою точку зрения.
Это упражнение. Не произведение искусства, а упражнение в процессе обучения. Потом это ощущение композиции вы можете использовать где угодно. Предположим – составлять букеты. Те же пятна, дополнительные линии и точки. Плюс должно смотреться со всех сторон (то же задание в 3д).
В искусстве есть искусность (умение, ремесло) и идея (вдохновение, послание, некая история) – нечто большее, чем ремесленная часть.
Искусством в композициях Кандинского является не сама композиция, а идея композицию исследовать. Идея – делать подобное осознанно. Анализировать это. И да – это сделано искусно.
Сама композиция сама по себе не является произведением искусства. То есть у Кандинского уже является – как часть целой идеи и исторически. Для нас это просто упражнение.
Но если между геометрическими фигурами начинается взаимодействие, возникает некая жизнь, включающая эмоции у зрителя – то да – это может становиться искусством.

Что у нас получилось:
4-Артем12-(3)
Артем 12 лет. Красиво, именно то, что я хотела получить по заданию, плюс выбрана бумага, добавляющая деталей и интересна. Очень нравится. По листу – я чуть-чуть отредактировала и подрезала края листа. Но в целом – и на листе красиво располагалось.

Еще две работы от него – то есть Артем поисследовал, попробовал по разному.
Без мелких деталей:
4-Артем12-(2)

И наоборот – с кучей мелких деталей и всего двумя крупными, которые немного пропадают за этим мелким шумом. Зато в этой работе вся эта мелочь живет внутри листа идеально. Композиция по листу отличная – специально оставляю вам края бумаги, чтобы это было видно:
4-Артем12-(1)

Такие подготовительные упражнения можно делать и не абстрактные, а изображая конкретную вещь. Можно, конечно, так изобразить собаку, но мне кажется более ценным быстро вот так прикинуть примерно размеры, попробовать сочетать цвета, увидеть, что на листе ей комфортно. А потому уже прорисовывать подробнее, добавляя детали, сглаживая углы и т.д. Такие быстрые наброски или аппликации могут исследовать не только композицию пятен (на что я хочу обратить внимание), но и сочетание цветов (про что я обычно не говорю, но это тоже важно). Так же в подобной композиции можно быстро прикинуть тоновые отношения будущей картины.
София – довольно сложное сочетание цветов и заготовка «собачки» (ну то есть я думаю, что это щенок) очень гармонично распологается на листе:
4-Sofia-1

А вот у Тани ( ) эскиз стоит еще дорабатывать. Появляется пустой первый план (нижний левый угол), в котором может появиться какой-то элемент. И видно, что при использовании таких цветов – часть деталей могут пропасть – слишком светлые:
4-Таня--

Вторая Танина работа более динамичная и интересная по сюжету. И есть место куда «лететь». Хочется добавить чуть-чуть мелких деталей, чтобы подчеркнуть это движение и немного заполнить правую часть листа:
4-Таня-2

Даниэль 6 лет взял несколько сложных цветов и вполне уравновесил их– слева работа Даниэля, справа – я только немного подвинула композицию вверх и вправо. У меня ощущение, что синему ромбу было тесновато.
4-Daniel---ploskosti--na-bumage

Одним из условий было сделать так, чтобы фигуры не слипались в нечто большее, не теряли форму. И все с этим справились. КРоме пятилетнего Гоши, который увлекся и сделал пусть и слипшуюся в сложную форму штуку, но зато очень красивую и сложную по композиции:
4-Гоша,-плоскость

У Миши (8,5 лет) наоборот - фигуры не только не слипаются, но практически не взаимодействуют друг с другом. Но это не просто так - а потому что это войско с генералом впереди. Поэтому каждый по себе и в строю:
4-Misha_2

Самое сложное и одновременно простое (там просто больше жестких правил) – это симметричные композиции. Я бы хотела отдельно сделать может быть мини-презентацию про симметричное, асимметричное и не симметричное.
Но если совсем кратко – вот симметричный «утёнок». От Лауры (8 лет). Почему он не по центру листа? Если вещь жестко симметричная (а он вроде жестко симметричный, разные цвета не разбивают симметрию), то и на листе она располагается жестко по центру. Или – как здесь – это не центрированное изображение нужно чем-то оправдывать. Объяснять почему, добавлять детали.
4-Laura-ploskosti-na-bumage-2

На второй работе Лаура очень тонко уравновешивает - вроде бы симметрия – коробка и вылетающие шары (подозреваю что это кворфл и бладжеры). Коробка чуть сдвинуты, но и шары чуть разные. Получается асимметричная композиция, с чуть сбитой симметрией. Идеально.
4-Laura-ploskosti-na-bumage-1

Композиции, в которых явно читаются предметы, это тоже полезное и ценное упражнение, но оно более узкое – это как бы эскизы к конкретным сюжетам.
Как у Ярослава (5 лет). Я не знаю – начал ли он с композиции, а потом увлекся и превратил их в сюжет или работа шла параллельно. Но картинки переросли в сюжетные.
4-Ярослав1

4-Ярослав2

Полезно, можно пользоваться, но хотелось бы не привязываться к сюжетам, а потренировать абстрактные сочетания. Это чуть сложнее – иногда наш мозг не понимает, зачем нужны абстракции, а решает конкретные задачи. Но радостно, что многие смогли не цепляться за конкретику и сделать именно абстрактные вещи.

«Желто-фиолетовое солнце» Ася 8 лет. Уравновешенная, при этом не симметричная, очень красивая по сочетанию цветов композиция:
4-Ася,-желто-фиолотовое-солнце

В целом хорошая композиция Артема 8 лет. Красиво сочетание острых треугольников и кругов.
4-Артем8лет
Немного смущает пересечение двух фигур. Во-первых, тем что оно одно и от этого становиться более значимым. А почему – не очень понятно. Больше они никак не выделены. Во-вторых – от того, что они немного слиплись. Хочется больше ясности про их отношения :)

Элегантная и кажется простая работа Мии (14,5 лет). Но на самом деле композиция сложная - потому что основных элементов всего два. Остальное - дополнительная мелочь. Композицию проще делать из 3-7 предметов, а два - это сразу какое-то очень резкие их взаимоотношения. Попробуйте взять лист и сделать композицию из двух элементов. Это сложно сделать стильно. Мне кажется, у Мии получилось:
4-Mia_2
Но да - между треугольником и кругом происходит сложное взаимодействие.

Наор 7 лет – просто красивая композиция. Можно было бы добавить совсем мелких деталек, но совершенно не обязательно. В ней есть история - про оранжевое, которое хочет пробраться между фиолетовым.
4-Naor-1
Tags: Архитектурные занятия для детей, геометрия, композиция, работы детей геометрия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments