Анастасия (yapca) wrote,
Анастасия
yapca

Промышленные зоны Васильевского острова

чекуши5
Это пост состоит из трех пластов. И с одной стороны мне важно их разделить – потому что они действительно разные и из разных жанров. А с другой – они плохо разделяются. Поэтому просто обозначаю.

Первое – отчет об экскурсии «Промышленные зоны Васильевского острова» от «Петербурга глазами инженера». Что видели, где проходили. Сильно подробно не буду рассказывать – чтобы не спойлерить, просто чтобы заинтересовать.

Второе – моё личное добавление к этой экскурсии. Потому что параллельно официальной части у меня в голове звучали мои собственные добавки – о чем мне бы хотелось рассказать (и узнать) на этом (весьма богатом) материале. Я, конечно, тешу себя надеждой, что часть этого действительно попадет в экскурсию, хотя конечно понимаю, что экскурсия и так была 2,5 часа – и расширять её некуда. Но очень хочется.

И третье – мои личные эмоции по поводу увиденного. Постараюсь не злоупотреблять.

Итак – встреча в конце Большого проспекта Васильевского острова – и мы углубляемся в район, который называется Чекуши. Там, с самой начальной точки уже полное смешение времен и стилей – и доходные дома, и византийский стиль и современный порт, и неоклассика.
И, кстати, первый вопрос, который возникает у зрителей – почему это здание неоклассика – а не классика? То есть XX век, а не начало XIX?
чекуши1

Марина (экскурсовод) говорила по историческим записям, а я вам скажу, что выдает неоклассику – квадратные колонны. Не – в классицизме могут быть пилястры – но они не будут претендовать на целый портик. Они будут его дублировать на стене, или использоваться в интерьере – но портик на фасаде будет иметь трехчетвертные круглые колонны (кстати – это отдельная тема – почему трехчетвертные, а не половинки).
А тут портик из квадратных колонн, да еще которые пытаются «натянуться» на угол. Классицизм так бы не сделал.
И второе – забавное – венки на фризе – классицизм сделал бы один по центру. Или два по бокам – симметрично и над пролетом. А это – уже очень странное расположение венков. Хотя боковой фасад – вполне мог быть ампирным, начала XIX века – где-нибудь в провинциальном городе – вполне. А вот главный – уже нет.

чекуши2
Итак – мы углубляемся в промышленные районы – и тут надо сказать, что я давно воюю против убеждения, что современную архитектуру породил железобетон. Революция произошла из-за металла – а точнее – из-за возможности рассчитывать фермы. Именно фермы позволили избавить здания от внутренних опор – и сделать большой пролет. И в первом же здании – сломана крыша – и прекрасно видны металлические фермы. Железобетонные перекрытия придут сюда еще через 100 лет (если не больше). А тут такая возможность увидеть конструкцию-прорыв - разрушенная кровля:
чекуши3
Причем, я бы сказала, что дело не в материале – а в возможностях эту конструкцию посчитать – то есть определенный уровень математики. Прокатный металл уже был, стропильные конструкции тоже известны с Древней Греции – а вот рассчитать это и пользоваться – это сделали инженеры.

чекуши4
Просто красивая фотография с романтикой промышленных зон. Но мне было бы очень интересно узнать, как используются в конструкции эти выносы панелей. Там несколько зданий ХХ века с подобной конструкцией – явно эти «ребрышки» закрывают пронизывающую здание арматуру. Но так как я не знаю этой конструкции и не уверена – не могу ни точнее объяснить, ни точно рассказать, увы. Мне в учебниках такая схема сборки панелей не встречалась.

чекуши19
Смешные капители, Марина рассказывает, что с XVIII века уровень земли поднялся почти на 2.5 метра и действительно всё это подрезано и укорочено, жалко, что мы идем по этой стороне и нельзя отойти. Сфотографировать фасад целиком (мне этого постоянно не хватало). Видимо колонны действительно еще имели высоту и дополнительные постаменты. Но вот вопрос, к какому ордеру это относится – интересный.
Потому что наличие иоников на эхине (а эти яйца и называются иониками, иногда овами (тупо яйцами, даже не интересно) - не превращает колонну в ионическую. Вообще. Если не появляются завитушки-волюты – колонна остается некой разновидностью тосканского или дорического ордеров. Правда, трудно к ним причислять всё подряд – что-то далеко не соответствует ни правилам, ни пропорциям ни Тосканского, ни дорического ордера. Но и к ионическому это не прибивается.
Еще интересный вопрос – почему они такие смешные. Ну смешные же? Мне – очень. Тут должен быть целый кусок про то, как выглядит дорическая капитель без иоников, и как с иониками. Вот тут мало того что одни ионики – и нет промежуточных гнездышек, как это принято рисовать, но и отсутствует дополнительная полочка – которая отделит их от верхней квадратной крышки – абаки. Вот примерно как выглядит нормальная дорическая капитель с эхином с иониками:
мост
Мост через Малую Невку
А эти ионики напоминаают маленьких свежевылупленных цыпляток. Забавных таких.

И самое потрясающее место, хотя нет, было еще – соразмерное – набережная:
чекуши18
Когда-то мы доходили до края Васильевского острова в надежде увидеть море и порт, но там все территории были закрыты и мы утыкались в ворота системных предприятий. А тут Марина нас вывела через автосервис на набережную…. И это восторг.

Я очень хочу чтобы постепенно там образовалась зона отдыха горожан – там потрясающая панорама. Сейчас там вроде есть клуб ДОТ - то есть можно туда приходить и втыкать на панораму. Но пока это выглядит жутким местом. Надеюсь, оно разовьется.

чекуши7
Здание промышленного комплекса, позже одетое в ордер – и что же его выдает сразу – пятиколонные портики на боковых ризолитах. Видимо колонны накладывались на существующие простенки – и … ну в общем – получилось забавно. Пятиколонные портики – это то, на что можно показывать пальцем и хихикать.
И да – на нас периодически льет вот такой дождь. Под ним фотографировать почти не получается, но что-то очень хочется.

Весь район, да и вообще специфика промышленной архитектуры что она постоянно перестраивается под нужды производства. И тут постоянно нужно включать воображении и отсоединять слои и эпохи.
Здание, на первый взгляд современное (в смысле XX века) – но на деле – основные несущие пилоны – дореволюционные. Я честно зарубилась над информацией, что это XX век и пошла ковырять кладку – да и видно по цвету – более темная – она на известковом растворе, посветлее – уже на цементном:
чекуши6

Здание Кожевенной фабрики Брустнициных – тут уже отлично виден надстроенный верхний этаж:
чекуши8
Более того – центральная часть тоже надстроена – то есть здание было двухэтажным с трехэтажной башней, потом стало трехэтажным с четырехэтажной башней. Тут еще интересный вопрос – при реконструкции здания (если таковая случиться) что делать с этими надстроенными этажами? Их редко сносят – обычно оставляют и немного маскируют – другим цветом например. Всё таки площадей жалко. Но вот выделить исторический фасад при реставрации вполне реально.
То же и с боковым – он имел трехчастную структуру, с повышенной центральной частью:
чекуши10


чекуши11
Двор с видом на Балтийский завод, и самое интересное здесь (кроме историй Марины как жили рабочие Балтийского завода от начала освоения района и до блокады) – деревянные перекрытия:
чекуши12
Это опять про то, что железобетон был не самым распространенным материалом – и у жилых домов перекрытия деревянные – самые дешевые – а тут сохранился вынос деревянного карниза.

чекуши9
Электроподстанция – во-первых с забором, который не успели оштукатурить – вот эти выносы кирпичей – это не архитектурное решение, а техническое – предполагалось, что забор будет выглядеть более классично – с пилястрами и профилем сверху.
А само здание действительно очень забавное – такой кентаврик между конструктивизмом и ордером – и больше всего его выдает руст. И это опять вопрос материалов – то есть по формам здание изображает, что оно железобетон, но при этом пытается изобразить и то, что оно облицовано камнем (или построено из камня?) – руст – это по сути изображение каменной кладки, и скорее всего, построено как и забор в основном из кирпича. Из чего же сделаны там перекрытия большого зала на самом деле? Не знаю. Может быть и железобетоные…

Еще кирпичное здание с надстроенным этажом:
чекуши15
а чуть дальше – рабочий дом Бруснициных - отреставрированный – и без надстройки. Повезло и сохранился? Или при реставрации его удалили?

А на другой стороне – шикарные арки стены Балтийского завода – и промзоны. Жалко, что нет времени перебежать на другую сторону и нормально повыстраивать кадры (без граффити хотя бы):
чекуши14

Несколько зданий 70-80хх годов XX века – о каких то Марина рассказывает подробно, какие-то пробегаем мимо. Но забавно, что даже в 70-80 – еще в конструкцию здания прорывается кирпич – хотя железобетон уже распространеннее и дешевле.
чекуши13

И одна из жемчужин конструктивизма – фабрика-кухня – жалко, что уже бегом – и я не вернулась сфотографировать и посмотреть подробнее. Кладу себе ссылку на внятный пост о ней – http://babs71.livejournal.com/205713.html

Про башню Красного гвоздильщика Чернихова можно и не говорить. Ну кроме того что в таком состоянии её содержать – это конечно полное издевательство.

И последняя точка маршрута – возможность подняться на башню Росгидромета. А там внутри – лестница, снятая с корабля! А!
Ну и виды на город…
чекуши16
на пройденную часть
чекуши17
и на центр
Tags: Архитектура, Санкт-Петербург, города
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments