Анастасия (yapca) wrote,
Анастасия
yapca

Промышленные зоны Васильевского острова

чекуши5
Это пост состоит из трех пластов. И с одной стороны мне важно их разделить – потому что они действительно разные и из разных жанров. А с другой – они плохо разделяются. Поэтому просто обозначаю.

Первое – отчет об экскурсии «Промышленные зоны Васильевского острова» от «Петербурга глазами инженера». Что видели, где проходили. Сильно подробно не буду рассказывать – чтобы не спойлерить, просто чтобы заинтересовать.

Второе – моё личное добавление к этой экскурсии. Потому что параллельно официальной части у меня в голове звучали мои собственные добавки – о чем мне бы хотелось рассказать (и узнать) на этом (весьма богатом) материале. Я, конечно, тешу себя надеждой, что часть этого действительно попадет в экскурсию, хотя конечно понимаю, что экскурсия и так была 2,5 часа – и расширять её некуда. Но очень хочется.

И третье – мои личные эмоции по поводу увиденного. Постараюсь не злоупотреблять.

Итак – встреча в конце Большого проспекта Васильевского острова – и мы углубляемся в район, который называется Чекуши. Там, с самой начальной точки уже полное смешение времен и стилей – и доходные дома, и византийский стиль и современный порт, и неоклассика.
И, кстати, первый вопрос, который возникает у зрителей – почему это здание неоклассика – а не классика? То есть XX век, а не начало XIX?
чекуши1

Марина (экскурсовод) говорила по историческим записям, а я вам скажу, что выдает неоклассику – квадратные колонны. Не – в классицизме могут быть пилястры – но они не будут претендовать на целый портик. Они будут его дублировать на стене, или использоваться в интерьере – но портик на фасаде будет иметь трехчетвертные круглые колонны (кстати – это отдельная тема – почему трехчетвертные, а не половинки).
А тут портик из квадратных колонн, да еще которые пытаются «натянуться» на угол. Классицизм так бы не сделал.
И второе – забавное – венки на фризе – классицизм сделал бы один по центру. Или два по бокам – симметрично и над пролетом. А это – уже очень странное расположение венков. Хотя боковой фасад – вполне мог быть ампирным, начала XIX века – где-нибудь в провинциальном городе – вполне. А вот главный – уже нет.

чекуши2
Итак – мы углубляемся в промышленные районы – и тут надо сказать, что я давно воюю против убеждения, что современную архитектуру породил железобетон. Революция произошла из-за металла – а точнее – из-за возможности рассчитывать фермы. Именно фермы позволили избавить здания от внутренних опор – и сделать большой пролет. И в первом же здании – сломана крыша – и прекрасно видны металлические фермы. Железобетонные перекрытия придут сюда еще через 100 лет (если не больше). А тут такая возможность увидеть конструкцию-прорыв - разрушенная кровля:
чекуши3
Причем, я бы сказала, что дело не в материале – а в возможностях эту конструкцию посчитать – то есть определенный уровень математики. Прокатный металл уже был, стропильные конструкции тоже известны с Древней Греции – а вот рассчитать это и пользоваться – это сделали инженеры.

чекуши4
Просто красивая фотография с романтикой промышленных зон. Но мне было бы очень интересно узнать, как используются в конструкции эти выносы панелей. Там несколько зданий ХХ века с подобной конструкцией – явно эти «ребрышки» закрывают пронизывающую здание арматуру. Но так как я не знаю этой конструкции и не уверена – не могу ни точнее объяснить, ни точно рассказать, увы. Мне в учебниках такая схема сборки панелей не встречалась.

чекуши19
Смешные капители, Марина рассказывает, что с XVIII века уровень земли поднялся почти на 2.5 метра и действительно всё это подрезано и укорочено, жалко, что мы идем по этой стороне и нельзя отойти. Сфотографировать фасад целиком (мне этого постоянно не хватало). Видимо колонны действительно еще имели высоту и дополнительные постаменты. Но вот вопрос, к какому ордеру это относится – интересный.
Потому что наличие иоников на эхине (а эти яйца и называются иониками, иногда овами (тупо яйцами, даже не интересно) - не превращает колонну в ионическую. Вообще. Если не появляются завитушки-волюты – колонна остается некой разновидностью тосканского или дорического ордеров. Правда, трудно к ним причислять всё подряд – что-то далеко не соответствует ни правилам, ни пропорциям ни Тосканского, ни дорического ордера. Но и к ионическому это не прибивается.
Еще интересный вопрос – почему они такие смешные. Ну смешные же? Мне – очень. Тут должен быть целый кусок про то, как выглядит дорическая капитель без иоников, и как с иониками. Вот тут мало того что одни ионики – и нет промежуточных гнездышек, как это принято рисовать, но и отсутствует дополнительная полочка – которая отделит их от верхней квадратной крышки – абаки. Вот примерно как выглядит нормальная дорическая капитель с эхином с иониками:
мост
Мост через Малую Невку
А эти ионики напоминаают маленьких свежевылупленных цыпляток. Забавных таких.

И самое потрясающее место, хотя нет, было еще – соразмерное – набережная:
чекуши18
Когда-то мы доходили до края Васильевского острова в надежде увидеть море и порт, но там все территории были закрыты и мы утыкались в ворота системных предприятий. А тут Марина нас вывела через автосервис на набережную…. И это восторг.

Я очень хочу чтобы постепенно там образовалась зона отдыха горожан – там потрясающая панорама. Сейчас там вроде есть клуб ДОТ - то есть можно туда приходить и втыкать на панораму. Но пока это выглядит жутким местом. Надеюсь, оно разовьется.

чекуши7
Здание промышленного комплекса, позже одетое в ордер – и что же его выдает сразу – пятиколонные портики на боковых ризолитах. Видимо колонны накладывались на существующие простенки – и … ну в общем – получилось забавно. Пятиколонные портики – это то, на что можно показывать пальцем и хихикать.
И да – на нас периодически льет вот такой дождь. Под ним фотографировать почти не получается, но что-то очень хочется.

Весь район, да и вообще специфика промышленной архитектуры что она постоянно перестраивается под нужды производства. И тут постоянно нужно включать воображении и отсоединять слои и эпохи.
Здание, на первый взгляд современное (в смысле XX века) – но на деле – основные несущие пилоны – дореволюционные. Я честно зарубилась над информацией, что это XX век и пошла ковырять кладку – да и видно по цвету – более темная – она на известковом растворе, посветлее – уже на цементном:
чекуши6

Здание Кожевенной фабрики Брустнициных – тут уже отлично виден надстроенный верхний этаж:
чекуши8
Более того – центральная часть тоже надстроена – то есть здание было двухэтажным с трехэтажной башней, потом стало трехэтажным с четырехэтажной башней. Тут еще интересный вопрос – при реконструкции здания (если таковая случиться) что делать с этими надстроенными этажами? Их редко сносят – обычно оставляют и немного маскируют – другим цветом например. Всё таки площадей жалко. Но вот выделить исторический фасад при реставрации вполне реально.
То же и с боковым – он имел трехчастную структуру, с повышенной центральной частью:
чекуши10


чекуши11
Двор с видом на Балтийский завод, и самое интересное здесь (кроме историй Марины как жили рабочие Балтийского завода от начала освоения района и до блокады) – деревянные перекрытия:
чекуши12
Это опять про то, что железобетон был не самым распространенным материалом – и у жилых домов перекрытия деревянные – самые дешевые – а тут сохранился вынос деревянного карниза.

чекуши9
Электроподстанция – во-первых с забором, который не успели оштукатурить – вот эти выносы кирпичей – это не архитектурное решение, а техническое – предполагалось, что забор будет выглядеть более классично – с пилястрами и профилем сверху.
А само здание действительно очень забавное – такой кентаврик между конструктивизмом и ордером – и больше всего его выдает руст. И это опять вопрос материалов – то есть по формам здание изображает, что оно железобетон, но при этом пытается изобразить и то, что оно облицовано камнем (или построено из камня?) – руст – это по сути изображение каменной кладки, и скорее всего, построено как и забор в основном из кирпича. Из чего же сделаны там перекрытия большого зала на самом деле? Не знаю. Может быть и железобетоные…

Еще кирпичное здание с надстроенным этажом:
чекуши15
а чуть дальше – рабочий дом Бруснициных - отреставрированный – и без надстройки. Повезло и сохранился? Или при реставрации его удалили?

А на другой стороне – шикарные арки стены Балтийского завода – и промзоны. Жалко, что нет времени перебежать на другую сторону и нормально повыстраивать кадры (без граффити хотя бы):
чекуши14

Несколько зданий 70-80хх годов XX века – о каких то Марина рассказывает подробно, какие-то пробегаем мимо. Но забавно, что даже в 70-80 – еще в конструкцию здания прорывается кирпич – хотя железобетон уже распространеннее и дешевле.
чекуши13

И одна из жемчужин конструктивизма – фабрика-кухня – жалко, что уже бегом – и я не вернулась сфотографировать и посмотреть подробнее. Кладу себе ссылку на внятный пост о ней – http://babs71.livejournal.com/205713.html

Про башню Красного гвоздильщика Чернихова можно и не говорить. Ну кроме того что в таком состоянии её содержать – это конечно полное издевательство.

И последняя точка маршрута – возможность подняться на башню Росгидромета. А там внутри – лестница, снятая с корабля! А!
Ну и виды на город…
чекуши16
на пройденную часть
чекуши17
и на центр
Tags: Архитектура, Санкт-Петербург, города
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments