Анастасия (yapca) wrote,
Анастасия
yapca

Первая тема, вводная, рисуем здания

Настя1
В этот раз у меня какая-то очень сильная группа подобралась. От этого радостно и хочется работать и писать обратную связь.
Задача на первое задание было простое. Познакомиться, настроиться на архитектуру, отследить самые базовые моменты. Еще попробовать нарисовать не жилой дом, а что-нибудь другое по функции – по возможности.

Первое, на что я собиралась всем указывать – это на натягивание бумаги перед тем, как на ней рисовать – но все и так этим пользовались (ну почти все, но не будем тыкать пальцем).

Второе – я собиралась немного указывать на композицию – если где-нибудь было бы много свободного места или было бы очень тесно. Но тоже почти не удалось. По композиции претензий нет (кроме одной, о которой ниже), по тесноте – для возраста 7-8 лет это нормально – чуть-чуть не влезать.
Можно использовать скотч пошире для крепления листа к основанию, тогда если будет нужно, всегда можно переклеить его и выиграть нужные полсантиметра-сантиметр для чуть-чуть не влезшей ступени или шпиля, или кусочка балкона.

Ну и третье – обращенное к родителям – просьба снимать работы как можно лучше. Сканировать, если есть возможность. Фотографировать пока оно прикреплено на основу – чтобы не коробилось. По возможности. Но и родители тоже всё сняли вполне хорошо.

Так что переходим на следующий уровень мастерства :) сразу.

И первое о чем хочется еще сказать – это тоновые отношения. То есть у нас есть цвет, которым мы раскрашиваем нашу работу, а есть его темнота и насыщенность. В идеале хорошо делать так, чтобы при переводе картины в черно-белый режим, она оставалась такой же ясной и четкой, как была в цвете. Чтобы то, что видно разным цветом – оставалось разным – в разных оттенках серого. Не, мы конечно можем поспорить про роль цвета в живописи, и найти примеры великих работ где цвета совпадут по тону, но для архитектуры цвет менее важен, чем тон (мы на неё смотрим при самых разных освещениях, и равномерное солнечное для идеальной передачи цвета – редкость). В живописи вам это тоже пригодиться.
Периодически мысленно переводите картину в черно-белый вариант. Если трудно мысленно – можно сделать это фотошопом. Можно выставить фотоаппарат на нужный режим. Или в телефонах есть фильтр перевода в ч\б.
И сразу будет видно, где цвета сливаются.
Работа Киры (8 лет):
Кира

И она – же – в черно-белом варианте:
Кира-2

Видно, что цвет стены сливается с небом. Они слишком близки по тону. Заборы, собака, детали – видны прекрасно. А сам дом немного исчезает. Нужно решать – что же темнее, а что светлее и чуть-чуть докрашивать пожирнее более темное. На цветной картине тоже видно, что дом «тает».
Та же самая проблема в работе Ани (почти 8 лет) – дом очень близко по тону к нему. Остальное четко, а стены как будто нет. Справа – где небо посветлее – хорошо, а слева – слишком близко:
Аня-2
В Анином доме вынесена детская комната - с панораным стеклом. Ноты из трубы - это когда пар выходит, там специальные отверстия, которые издают красивые звуки.

Такая же штука у Лауры (поэтому и поднимаю эту тему, раз она у нескольких проскочила) – стена сливается с полом террасы и у Мишеля – слишком близко цвет стен и ворот (и крыши). Но зато у ребят отлично угадывается функция зданий – кафе-мороженное (можно даже было не писать специально :) ) у Лауры (10 лет):
Laura---1

И пожарное депо у Мишеля (5 лет):
Michel -1
Мишель даже подметил, что есть большие ворота, в них – дверь для людей, чтобы не открывать целиком.

Работы очень сильно меня заставили задуматься над темой симметрии и асимметрии. Вообще-то это должна была быть третья тема, но я её даже передвинула поближе, чтобы по свежим следам об этом поговорить. Точнее, я даже не знаю – сейчас об этом говорить, или всё таки попозже, когда дети посмотрят презентацию и сделают работы по теме?

То есть сейчас будет не разбор этих работ, а как бы подготовка к следующему заданию.

С симметрией и асимметрией – две простые мысли (основная тема следующей презентации и задания):
1. Если рисуешь симметричное – на оси симметрии должно быть что-то значимое, то что стоит этой осью выделять.
2. Если рисует асимметричное – объемы должны быть уравновешены

Итак, Настя (8 лет) (про чуть-чуть не умещается я уже сказала, больше вообще не к чему придраться)
Настя2

В этой работе, (и в той что в начале поста, это тоже её) – основной принцип симметрии соблюден – по центру двери, самые красивые и большие окна, шпили и башенки.
То, что здесь на картине появляется справа дерево – никак на архитектуру не влияет. Но да – композиция самого листа ассиметричная – дом сдвинут и это уравновешено деревом. Теперь Насте персональное задание – попробовать нарисовать асимметричную архитектуру.

Вот в этой работе у Насти вроде задание симметричное – но не хватает важных деталей по оси:
Настя3
Есть дверь, а дальше – пустота. Как будто здание разваливается на две половинки. Из-за этого оно смотрится немного странным и инопланетным. Хочется ему чего-нибудь добавить. Ось симметрии есть, а в ней ничего интересного не происходит. То же самое на работе Киры – дом в целом несимметричный, но его передняя часть симметричная – и тоже эта ось ничем кроме двери не поддерживается.

Два макета башен - Дом от Глеба (11 лет):
Глеб2
По мотивам работы Глеба написала пост про крыши-конусы на круглых башнях - https://soul-of-house.livejournal.com/62886.html - но это не претензия к Глебу, просто повод про это поговорить.

И маяк, который даже светится в темноте от Даниэля (8 лет):
Даниэль-4
Вообще не знаю что сказать – очень клевый маяк! И оба макета – симметричная архитектура.

А вот с четвертой Настиной работой такая штука… на её примере хорошо поговорить про диссимметрию – когда вроде симметрично, ну почти, но что-то нарушено, для живости и интереса. На верхних работах явно все неточности можно списать на детский рисунок. Они явно симметричные. А тут у Насти появляются разная форма и разный цвет окон:
Настя4
И вроде бы здание симметричное, а вроде бы и диссимметричное. Но на мой взгляд этой разницы слишком мало, чтобы это стало его «фишкой». Мне почему то кажется, что это просто более поздние окна, жильцы, например, решили расширить – и вставили вместо родного круглого окна – квадратное побольше. Ну и рамы другим цветом покрасили. Лучше, когда такие вещи, если это замысел архитектора, читаются яснее. Но во втором задании я прошу их нарисовать или симметричное или асимметричное и в такие тонкости не буду вдаваться. Но если кто-то из более старших (а может быть взрослых) пришлет все три варианта – будет здорово.
Настя герой и умница, её работы я в ставила в основную презентацию, увековечу.

Не очень хорошо, когда начинается путаница – то ли симметричное, то ли нет. Как на работе Ани – вроде симметричный дом – но у него вынесена комната, которая ничем не уравновешена. То есть нет – частично уравновешенная дверью – Аня инстинктивно чувствует это, и дверь переносит влево. Но лучше когда есть еще больше четкости – там где симметрия – что-то на оси, там где нет – достаточное чтобы зрительно уравновесить.
Не, опять таки, можно поднять из истории ХХ века примеры зданий неуравновешенных (особенно в деконструктивизме), но это когда архитектор делает это фишкой, обыгрывает это, идет на такую композицию ради какого-то дополнительного эффекта. В общем – это уже следующий этап работы с асимметрией.

А вот работа Майи (8 лет) – просто кладезь для анализа с точки зрения симметрии:
майя
Смотрите что происходит – вроде бы здание (это школа) симметричное – простое, пять окон, украшения по бокам. И тут – бац – дверь и башня съезжают на бок. Неожиданно. Вроде бы кажется что логично сделать их посередине. А дальше – еще интереснее – здание не по центру листа. То есть дверь с башней оказываются почти по центру симметрии листа! Но справа здание, а слева – пустота. От этого возникает ощущение, что зданию не достроили левое крыло. Такое в истории архитектуры тоже бывает, конечно. Но ощущение странное. Вроде симметрия, а вроде и нет. И Майе я бы дала задание сделать точно симметричное здание и точно не симметричное, чтобы оно не путалось. Хотя сама школа очень нарядная, красивые наличник, и башни, оригинальные окна третьего этажа – такой орнамент. И в целом – чудесная работа (ну кроме большого пустого места слева). Но с симметрией-асимметрией путаница. Нет – я не ругаюсь! я просто объясняю для следующего задания!

А теперь асимметрия – Тома (7 лет):
Тома-7
Вполне уравновешенное здание – то что оно «летит» направо, останавливается башней на отшибе (это тоже школа, а в башне – кабинет директора, но я подозреваю что не только кабинет, но и частная квартира)

И несимметричное здание от Леры (8 лет) Когда я спросила на чем держится выступ, Лера добавила стойку, оплетенную плющем, и асимметрия уравновесилась до конца.
Лера сделала сначала макет, потом нарисовала – с более мелкими деталями:
лера

лера2

Шикарная асимметричная работа от Юли (5,5 лет) – Как раз всё прекрасно уравновешено – большое окно в повышенной части, колонна в пониженной, никакой путаницы – у каждого элемента:
Юля2

И эти правила работы с симметрией и асимметрией порождают и некоторые правила проектирования зданий. Например, у портика должно быть всегда четное число колонн – потому что колонна по центру… э… должна чем-то отличаться. Чем? Почему она главнее?

Вот Даниэль (9 лет – это разные Даниэли):
Daniel---1
(очень правильно, если не влезло, не стесняться, доклеивать лист и продолжать)
Колонн получилось 5 и дверь начала пытаться выехать в пространство между колонн, но при этом остаться по оси симметрии (ну потому что понятно что она посередине). Получилось очень живо и обаятельно, почти перспектива. Но отлично видно как ось симметрии из за пяти колонн начала «гулять».

И последним аккордом работа Майи (8 лет – это та же самая Майя что и выше) – Театр. Шикарный шестиколонный портик, я в почту написала про пропавший антаблемент, но сейчас вас уже грузить не буду, может быть когда-нибудь потом.
Майя2
Tags: Архитектурные занятия для детей, выставка детских работ, он-лайн школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments